Уральск
В XIII веке на возвышенности Свистун в 10 км от современного Уральска существовало золотоордынское поселение Жайык, остатки которого обнаружены при раскопках. Наименование городища было условно присвоено по казахскому названию реки. Исследования показали, что это был крупный город, возникший во время расцвета Золотой Орды в XIII—XIV веках. В городе были обнаружены жилые усадьбы, хозяйственные постройки, обжиговые печи для производства кирпича и баня — хаммам. На месте города также были обнаружены 2 крупных мавзолея. В связи с падением Золотой и Ногайской Орды, город терял своё значение, начали падать ремесленное производство и торговля[8].
В ходе казахско-ногайской войны первой четверти XVI века Касым-хан, одержав победу над Ногайской Ордой, на несколько лет включил эти земли в состав Казахского ханства[9][10].
В конце XVI века на берегу Урала появляются переселенцы, называющие себя казаками[8].
В 1584 году упоминается как Яицкий городок, который был основан в урочище Орешное яицкими казаками, образовавшиеся из беглых волгских казаков (основателем Яицкого городка считается их атаман Богдан Барбоша[11]). После разорения его ногайцами, в 1613 году он был перенесён на 50 км ниже по реке Яик (Урал) на его современное место[12], и 1613 год считается официальной датой основания города. В 1988 году широко праздновалось 375-летие города. Он был заложен на полуострове между реками Яик (Урал) и Чаган. Сейчас этот район города называется «Куренями», от слова курень — казачьего жилища.
С 1591 года яицкие казаки периодически несли службу московскому царю[13], и при до прихода к власти Петра I имели полную автономию. В 1773—1775 года яицкие казаки стали ядром восстания Емельяна Пугачёва. После разгрома восставших в 1775 году императрица Екатерина II повелела переименовать Яицкий городок в Уральск, а реку Яик — в Урал.
«Яицкие казаки в походе». Картина неизвестного художника
Однако волнения казаков имели место ещё не раз. Так было в 1804, 1825, 1837, 1874 годах. Все волнения жестоко подавлялись войсками.
Уральская область в 1900 году
Основным занятием жителей города были рыболовство, бахчеводство и скотоводство. Красная рыба давала основной доход городу, и вся его жизнь была построена от одного вида лова до другого.
Писал я вам когда-то, из Уральска, каким побытом держится здесь промысел рыбный; писал, никак, что багрят у нас рыбицу зимней порой, по льду, когда ложится она почивать на ятовья, как ложится медведь на зиму в берлогу; что плавня бывает осенняя и весенняя: раскидывают сети с бударки, с остроносой, щегольской, тонкой отделки долблёной лодчонки, плывут по реке да наслушивают рукою, когда толкнёт в сеть хрящевым носом своим осетр, шип, не то севрюга…
Большую роль в жизни города играло купечество. В городе существовала Татарская слобода. Татары служили в войске, многие были офицерами, но основным их занятием была торговля. К концу XIX столетия в Уральске насчитывалось около 100 татарских потомственных дворян, а из 450 человек, принадлежащих к купеческим семьям, татар было 300. По Всероссийской переписи 1897 года в городе 6129 человек считали татарский язык родным. Они составляли треть населения Уральска. Татары являлись своеобразным связующим звеном между Россией и кочевыми родами казахов. В татарских типографиях Уральска были напечатаны первые газеты на казахском языке.
В 1846 году Уральск был причислен к разряду больших городов, став крупным торговым центром.
В 1868 году город стал административным центром созданной Уральской области и Уральского уезда, столицей Уральского казачьего войска, был частью Оренбургской губернии[14].
29 апреля 1879 года в час пополудни, колокольный звон во всех церквях возвестил городу о пожаре, который к 5 часам вечера того же дня, уничтожил до 2/3 города. Пожар начался в Новосёлках, с крайнего дома на берегу Урала, в самой бедной части города, где улицы имеют ширину не более шести аршин, дом от дома отделяется только воротами, строения все исключительно деревянные, — вся эта часть, числом около 2000 домов, не более как в час времени превратилась в огненное море. Ветер был довольно сильный и неровный. Бывали минуты, он затихал, но вновь являлся бурей и могучим ураганом. Слизав Новосёлки, прилегающие к Уралу дочиста, пожар ворвался на базарную площадь, и стоящие здесь в несколько рядов лавки с красным товаром в несколько минут обнялись пламенем. В эту страшную минуту в другой части города, совсем не на пути пожара, более версты от него в сторону, вспыхнул другой пожар. В доме квартального надзирателя Курина. В непродолжительное время оба пожара соединились в один и море пламени, в ширину несколько кварталов, на пути своём, по ветру, уничтожило все до реки Шагана. Город превратился в ад, опустошение страшное. В цифрах мера разрушения неизвестна. По сторонам пожара и в тылу его, на площадях и по улицам, из уцелевших и не уцелевших домов натаскано имущества в возах и кучах, и, с этой стороны, город превратился в табор. Тысячи семейств остались без крова и хлеба. Человеческие усилия ничего не могли поделать. Небо было чистое, без облачка; но густой чёрный дым так разостлался в воздухе, что в свободных от пожара частях было темно, как в ненастье, солнце не могло пробить своих лучей для освещения. Уральск не умеет гореть понемножку, как другие города в России; со времени основания своего. В течение четырёх веков он горит в третий раз. Но зато горит дотла, по-американски. Нужна сотня лет, чтобы поправился Уральск от этого погрома. Толки о поджогах на разные варианты ходят в народе без умолка; говорят об арестовании и посажении в острог во время пожара, каких-то тёмных личностей, но достоверного ничего нет[15].
Здание вокзала Уральска. Снимок 50-60-х гг. советского времени. Ныне утрачено
Осенью 1894 года в Уральск пришла железная дорога, получившая имя Рязанско-Уральской, что послужило большим стимулом к дальнейшему развитию города. Кроме бурного появления мануфактур и фабрик появилось локомотивное депо.
В начале ХХ века в городе проживало 39 тыс. человек, главным образом мещане, крестьяне, инородцы и другие неказачьи сословия, занимающиеся в основном торговлей и земледелием. С точки зрения вероисповедания, преобладали православные, но было и большое число старообрядцев. Действовало 2 православных и 10 единоверческих церквей, 3 мечети. В административном отношении город делился на две станицы: первую и вторую. Городом управлял особый совет войскового хозяйственного правления, в состав которого входили, наряду с представителями казачества, представители купечества и мещанства. Каменные здания составляли значительную часть построек, но в городе не было централизованного водопровода, канализации и мостовых.
Из учреждений здравоохранения в то время в городе действовали городская войсковая больница на 100 кроватей, бесплатная лечебница и родильный приют, войсковая богадельня и 2 аптеки. Образование было представлено войсковой женской восьмиклассной гимназией, войсковым реальным училищем, духовным училищем и несколькими начальными приходскими школами. Из учреждений культуры следует отметить общественную библиотеку, две народных читальни, театр и типографию. Выходили газеты «Областные Ведомости», «Войсковые Ведомости» и «Уралец»[14].
Перед Гражданской войной в городе было 15 единоверческих и православных приходских и соборных церквей (в пригороде ещё 4), 4 домовых храма, 4 мечети, несколько молитвенных домов (значительная часть уральских казаков оставались старообрядцами различных согласий — беглопоповского, часовенного, белокриницкого).
Петропавловский собор на месте Петропавловской церкви (в ней венчался Е. И. Пугачёв с казачкой Устиньей Кузнецовой), сожжённой в 1775—1776 годах по приказу Екатерины II. Сейчас на месте собора стоит памятник А. С. Пушкину
Во время Гражданской войны Уральск находился в центре ожесточённых боёв; занятый большевиками в 1919 году, был подвергнут продолжительной осаде Уральской армией[16].
В годы Второй мировой войны решением Военного совета Сталинградского фронта от 16 октября 1942 года, Уральск становится прифронтовой зоной и пунктом противовоздушной обороны страны. В город было эвакуировано из центра 14 промышленных, работавших на фронт предприятий, 20 военных госпиталей, формировались воинские соединения.
С 1991 Уральск стал одним из крупных городов независимого Казахстана. В 1990-х годах были переименованы многие улицы Уральска[17]. С
Осенью 2022 года расположенный близ границы с Россией Уральск становится важнейшим перевалочным пунктом для десятков тысяч беженцев из России как вглубь Казахстана, так и в другие государства.
Связь с известными историческими личностями
[править | править код]
Дом-музей Е. Пугачёва в избе отца «царёвой» невесты казака Кузнецова
С историей Уральска связан ряд имён выдающихся исторических личностей.
- Будущие императоры Александр II, Николай II посещали город в качестве атаманов всех казачьих войск России (это звание передавалось наследникам престола с рождения). При этом Александр совершил закладку Александро-Невского собора в 1837 году, а Николай — храма Христа Спасителя в 1891-м.
- Пугачёв начал свой поход на Уральск со станицы Бударинской, в 85 километрах ниже по Уралу, взял город практически без боя. Много лет спустя старики говорили Пушкину, что по сей день почитают его царём Петром; поэт записывает ответ казака Пьянова на вопрос о Пугачёве: «Он для тебя Пугачёв, отвечал мне сердито старик, а для меня он был великий государь Пётр Фёдорович».
- Суворов был направлен императрицей Екатериной Великой, напуганной размахом крестьянской войны, для её подавления, одержал несколько побед и провёл в Уральске первые допросы Пугачёва, а затем этапировал его в Москву.
- Академики А. Гумбольдт, П. С. Паллас были в Уральске как в отправной точке своих азиатских маршрутов
- И. А. Крылов — маленький Ваня Крылов, сын капитана Андрея Крылова, одного из руководителей гарнизона правительственных войск, провёл при своём отце всю осаду крепости Михайло-Архангельского собора пугачёвским войском.
- Г. Р. Державин также посещал Уральск, находясь на государственной службе.
Памятник А. С. Пушкину
- А. С. Пушкин приехал в Уральск осенью 1833 года в сопровождении оренбургского чиновника В. И. Даля, будущего автора словаря, для сбора материалов к «Истории пугачёвского бунта», беседовал с казаками, знавшими Пугачёва лично. «Последнее письмо моё должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск — тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за моё здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной» — из письма поэта жене.
Все самые известные гости Уральска гостили в резиденции наказного атамана
- В. И. Даль в течение восьми лет своей службы в Оренбурге неоднократно предпринимал поездки в Уральск и приуральные степи, например в 1833-м (год визита в Уральск Пушкина) Даль в течение 12 недель кочевал между казацкими станицами и казахскими аулами, записывал песни и сказания, одним из первых изучал казахские эпосы и знакомил Россию со степью в рассказах «Майна», «Бикей и Мауляна». Пользовался огромным уважением за свою честность и интерес к краю. Акын Махамбет Утемисов писал оренбургскому генерал-губернатору Перовскому — «…пришли праведных чиновников, которые бы вникли в бедственное положение… Особенно мы желаем, чтобы жалобы наши были исследованы господином подполковником Далем»
- Жуковский сопровождал своего воспитанника, наследника престола, будущего императора Александра II при его визите в 1837 году. Интересно, что Даль, также бывший в поездке с цесаревичем, записал слова одной старой казачки — «царского племени не видывали от самого от государя Петра Фёдоровича…»
- Т. Г. Шевченко был в Уральске непродолжительное время по дороге на Мангышлак, куда был сослан.
- Композитор А. А. Алябьев руководил городским оркестром.
- Л. Н. Толстой гостил в 1862 году у своего товарища по Севастополю наказного атамана А. Д. Столыпина, отца будущего реформатора, по впечатлениям от поездки написал повесть «Казаки». «…Живём мы в кибитке, погода прекрасная. Я нашёл приятеля Столыпина атаманом в Уральске и ездил к нему и привёз оттуда писаря, но диктую и пишу мало. Лень одолевает при кумысе…»
- А. Д. Столыпин, отец будущего министра Российской империи П. А. Столыпина, назначенный наказным атаманом в 1857 году, оставил о себе добрую память. При нём степной запылённый город стали усиленно озеленять, появились первые бульвары, один из которых впоследствии носил его имя. Кроме того, в Уральске организуется постоянный театр. Немаловажно и то, что А. Д. Столыпин активно содействовал примирению с церковью части старообрядцев на началах благословенной церкви.
- Уроженцы Уральска писатели и журналисты И. И. Железнов и Н. Ф. Савичев в своих книгах и очерках с любовью описали историю, быт и культуру своих земляков — казаков, великих современников, связанных с городом, а также знакомили с жизненным укладом и самобытной культурой казахского народа.
- Ф. И. Шаляпин на заре своей карьеры в 1891 году был на гастролях в местном театре, оставил очень сердитые записи о местной грязи: «…мы поехали в Уральск, город, поразивший меня обилием грязи и отсутствием растительности. Посредине городской площади стояло красное кирпичное здание — театр. В нём было неуютно, отвратительно пахло дохлыми крысами и стояла жара, как в бане. Мы сыграли в этом склепе для усопших крыс один спектакль, а на следующий день прибыл цесаревич и нас отправили к атаману, где он завтракал, петь песни на открытой сцене. Хор у нас был небольшой, но чудесный».
Главный войсковой собор Александра Невского (разрушен)
- В. Г. Короленко работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900 года, искал свидетельства событий Пугачёвского бунта, написал очерки «У казаков» и «Пугачёвская легенда на Урале».
- Г. Тукай, татарский поэт, провёл в Уральске детство и юность в семье сестры отца (с 1895 по 1907 год), сотрудничал с местными татарскими газетами, начал своё поэтическое творчество.
Михайло-Архангельский (Старый) собор
- Гостили у друзей, гуляли по городу и рыбачили на Урале писатели А. Н. Толстой, К. А. Федин, В. В. Бианки, Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, В. П. Правдухин и другие[18].
- Из Уральска происходит священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский — чтимый в православии подвижник и энергичный труженик на ниве Христовой.
- Родился в городе Косых, Григорий Георгиевич Олимпийский чемпион (1972) по стрельбе.
Граница между Азией и Европой
[править | править код]
В советской науке принято было проводить границу между Европой и Азией по Мугоджарам до истоков р. Эмбы, далее по Эмбе до Каспийского моря. Ранее (до конца 1950-х годов) границу Европы в пределах Казахстана проводили по руслу р. Урал.
В апреле-мае 2010 года экспедиция Русского географического общества пришла к выводу о том, что границу Европы следовало бы проводить по Мугоджарам, по краю Прикаспийской низменности, там, где заканчивается Восточно-Европейская равнина и проходят западные уступы плато Устюрт[19], то есть ещё южнее, чем сейчас принято считать. До настоящего времени мнение группы учёных из Русского географического общества не прошло оценки такой международной организацией, как Международный географический союз.
Таким образом, в одних случаях город Уральск считается целиком находящимся в Европе, в других (если по реке Урал) город находится на границе между Азией и Европой.
Комментари к посту — 1
Любимый наш город!